ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ
Том XXIV , С. 278-279
опубликовано: 20 мая 2015г.

ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ

[лат. Joannes Vicentinus] (ок. 1200, Виченца - сер. 60-х гг. XIII в., Юж. Италия), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии. О деятельности И. из В. упоминается в итал. хрониках XIII в. (Салимбене, Роландина Падуанского и др.), в городских статутах Болоньи, в буллах и письмах папы Римского Григория IX, а также в письме имп. Фридриха II Штауфена. Род. в семье адвоката, что позволяло современникам говорить о его «простом» происхождении (natione plebeus - Maurisio. Cronica. P. 31). Обучался в ун-те Падуи, ок. 1220 г. вступил в орден доминиканцев, завершил богословское образование в Болонье. В 1231 г. был избран приором доминиканского мон-ря в Падуе. В ходе подготовки к канонизации католич. св. Антония Падуанского освидетельствовал посмертные чудеса святого.

Иоанн из Виченцы. Роспись ц. свт. Николая в Тревизо, Италия. Ок. 1326 г.Иоанн из Виченцы. Роспись ц. свт. Николая в Тревизо, Италия. Ок. 1326 г.

Деятельность И. из В. была связана с религиозным движением «Аллилуия» (Alleluia), представляющим собой региональную форму движения «Божий мир» и тесно связанным с движением добровольной бедности. В 1-й трети XIII в. идеи всеобщего примирения стали особенно популярны в Сев. Италии, которая долгое время служила ареной военных столкновений герм. императоров и Римских пап, междоусобиц итал. городов-коммун. Быстрому распространению движения (Салимбене сообщает о его распространении во всех городах Италии - Salimbene. Cronica. P. 70) способствовала и череда природных бедствий на севере Италии (наводнение в 1230, нашествия саранчи в 1232-1234 в Романье, голод в Болонье весной 1233), что воспринималось населением как кара Господня. С нач. весны 1233 г. в Ломбардии, Эмилии и Венето (за исключением г. Венеции) монахи нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев стали проповедовать идеи мира. Проповедников нередко приглашали разрешить споры между враждовавшими семействами, между политическими группировками и между городами. В некоторых коммунах (в Болонье, Парме, Вероне, Виченце, Милане и Монце) вдохновителей движения «Аллилуия» - И. из В., Герарда Моденского, Варфоломея из Виченцы, Якобина Пармского, Леона деи Вальвассори де Перего, Петра Веронского - допускали к городскому самоуправлению и к составлению новых коммунальных статутов. Изменяя городские уставы, они выступали против еретиков (в частности, в городские статуты были внесены положения о смертной казни как о наказании за ересь), защищали права католич. Церкви, пытались изменить нравственный облик горожан и примирить враждовавших, устанавливая мир как между людьми, так и между городами.

И. из В., вероятно самый известный из доминиканских проповедников движения «Аллилуия», в апр. 1233 г. принял участие в урегулировании конфликта между епископом и городской коммуной Болоньи. В проповедях И. из В. обличал роскошь в одежде, призывая женщин избавиться от длинных шлейфов, снять украшения и прикрывать лица вуалями. Он способствовал освобождению тех, кто были заключены в тюрьму за долги. В нач. июня И. из В. покинул Болонью и проповедовал в городах Падуя, Тревизо, Фельтре, Беллуно, Конельяно, Мантуя, Брешиа, Виченца и Верона. Речи И. из В., не являясь еретическими, зачастую вызывали негативную реакцию со стороны церковных властей. Несмотря на упоминания о сборниках проповедей И. из В., в наст. время о его гомилетических сочинениях ничего не известно.

В Вероне И. из В. получил титулы «герцога и графа, правителя и подеста, герцога и правителя» (dux et comes, ducatus et potestaria, dux et rector) (Maurisio. Cronica. P. 32-33) и в отсутствие веронского подеста Гвиццардо де Теальдиско доминиканец объявил себя его «викарием». В Виченце И. из В. получил титулы «герцога и графа». Тот факт, что простому монаху была передана власть в городе, можно объяснить крайне сложной политической обстановкой. В 1232 г. Верона по воле фактически руководившей городом семьи Монтиколи и подеста Эдзелино III да Романо перешла в лагерь сторонников императора - гибеллинов, что обострило борьбу приверженцев этой партии с гвельфами (сторонниками папы Римского) среди горожан. В Виченце титулы «герцога и графа», переданные И. из В., ранее принадлежали епископу, однако после утраты им власти над городом оставались «вакантными». Получив доступ к городскому управлению, И. из В., как и др. проповедники, преследовал цель мирно разрешить конфликты и не допустить их в будущем, законодательно зафиксировать примирение. Покидая Верону, И. из В. назначил нового подеста - венецианца Николо Тониско.

Окружавшие И. из В. «викарии» и «нунции» фиксировали его судебные решения и следили за их выполнением. Во время путешествий по Ломбардии проповедника сопровождали монахи-доминиканцы Берард и Гавард из Падуи (их И. из В. отправил в Конельяно для освобождения военнопленных), Варфоломей Веронский, Иаков Бонкамби из Болоньи, Гвидо Пармский и Сосинелло Падуанский. 23 мая 1233 г. по инициативе И. из В. состоялось торжественное перенесение мощей католич. св. Доминика де Гусмана.

Хотя движение «Аллилуия» с самого начала развивалось независимо от офиц. церковных властей, в мае 1233 г. папа Римский Григорий IX отправил И. из В. послание, в к-ром восхищался успехом его проповеди. В папской корреспонденции прослеживается пристальный интерес понтифика к деятельности И. из В.: в письме от 27 июня 1233 г. папа угрожал отлучением и интердиктом тем городам, к-рые, не желая расставаться с «любезным чадом», удерживали И. из В. силой. 28 июня того же года папа приказал жителям г. Болоньи отпустить И. из В. в Сиену и во Флоренцию, чтобы восстановить там мир (этого не произошло, т. к. проповедник направился в Тревизскую марку и в Верону). Письмом от 13 июля 1233 г. папа Римский даровал 20-дневную индульгенцию всем, кто присутствовали на проповедях И. из В. Посланием от 5 авг. Григорий IX позволил И. из В. освободить от церковного отлучения бывш. подеста Вероны и имп. викария в Ломбардии Эдзелино III да Романо, а также отпустить грехи всем, кто были отлучены от Церкви за утверждение статутов, ограничивавших власть Римско-католической Церкви, при условии упразднения этих статутов и обещания не возобновлять их. В свою очередь И. из В. и сам стал действовать от имени Григория IX, призывая Эдзелино повиноваться приказам Папского престола и в ряде случаев ссылаясь на авторитет Римского папы. Папа же, внешне покровительствуя деятельности И. из В., неоднозначно относился к его растущей популярности.

Кульминацией движения «Аллилуия» стал т. н. Пакуарский мир - 28 авг. 1233 г. в Пакуаре близ Вероны в присутствии представителей всех враждовавших городов и партий Ломбардии, епископов и лат. патриарха Аквилейского Бертольда были провозглашены всеобщее умиротворение и «вечный мир». И. из В. заставил публично примириться Эдзелино III да Романо и гр. Рикардо де Сан-Бонифацио. Мир, однако, оказался недолговечным. Поскольку имп. Фридрих II в это время находился на Сицилии, Падуя и ее союзники сочли возможным восстановить в Вероне власть гр. Рикардо. Провозглашенный мир в этих условиях был досадной помехой, дававшей возможность Эдзелино и его сторонникам, противникам гр. Рикардо де Сан-Бонифацио, собраться с силами. Т. о., И. из В., сторонник Римского папы, выступавший за гвельфов, оказался их невольным противником. Бенедиктинец Иордан Сфорцате, влиявший на политику городских властей Падуи, выступил против И. из В. При помощи падуанских солдат подеста Виченцы Генрих де Риволи и знатный горожанин Угуччоне деи Пилеи арестовали И. из В. и под стражей отослали его в Верону. Случившееся повлияло на то, что религ. движение мира прекратило свое существование уже к кон. сент. 1233 г. В 1234 г. генеральный капитул ордена доминиканцев запретил своим членам выступать третейскими судьями, принимать заклады или заложников и перенимать власть (nec eligant potestatem nec ducant sive reducant - Acta capitolorum generalium Ordinis Praedicatorum (1220-1308) / Ed. B. M. Reichert. R., 1898. T. 1. P. 4).

После освобождения (кон. 1233) И. из В. продолжил проповедовать в Сев. Италии, выступая против гибеллинов, о чем упоминает имп. Фридрих II в письме от 1236 г. папе Григорию IX. Отвечая Фридриху II, папа обвинял И. из В.: «Брат Иоанн из ордена братьев-проповедников, который Веронское примирение сотворил, сделал это без ведома папы, и если он провозгласил себя герцогом и регентом, то папа о сем не ведал» (Frater Johannes Ordinis Praedicatorum qui pacem fecit Veronensibus, sine conscientia domini papae pacem fecit et si vocavit se ducem vel rectorem, dominus papa nescivit - Ex Gregorii IX registro. 702 // MGH. Epp. T. 1: Epp. saec. XIII. P. 599).

В 1247 г. И. из В. был назначен инквизитором в Ломбардию и, вероятно, занимал эту должность в течение 4 лет. В 50-х гг. XIII в. он проповедовал на севере Италии, ок. 1259 г.- в Апулии - против сына Фридриха II Манфреда. Умер предположительно в Юж. Италии в сер. 60-х гг. XIII в.

Ист.: Les Registres de Grégoire IX / Publ. L. Auvray. P., 1896. T. 1; Salimbene de Adam. Cronica / Ed. O. Holder-Egger // MGH. SS. T. 32. P. 71-74, 77-79, 83, 595-596 (рус. пер.: Салимбене А., де. Хроника / Пер. с лат.: И. С. Култышева, С. С. Прокопович и др. М., 2004); Maurisio G. Cronica Dominorum Ecelini et Alberici Fratrum de Romano / Ed. G. Soranzo. Città di Castello, 1914. P. 26-34; Corpus Chronicorum Bononiensum / Ed. A. Sorbelli. Città di Castello, 1911. Vol. 2. P. 100-104; Rolandino di Padua [Grannaticus]. Cronica in factis et circa Facta Marchie Trivixiane / Ed. A. Bonardi. Città di Castello, 1905. P. 44-45, 129; Chronicon Marchiae Tarvisinae et Lombardiae. Città di Castello, 1916. P. 10. (Rerum Italicarum Scriptores; 8/3); Bazano J., de. Chronicon Mutinense. Città di Castello, 1919. P. 19. (Idem; 15/4).
Лит.: Sutter C. Johan von Vicenza und die Italienische Friedensbewegung im Jahre 1233. Freiburg i. Br., 1891; Vauchez A. Une campagne de pacification en Lombardie autour de 1233: L'action politique des Ordres Mendiants d'après la réforme des statuts communaux et les accords de paix // Mélanges d'archéologie et d'histoire de l'école française de Rome. Moyen-Âge. P., 1966. Vol. 78. N 78/2. P. 503-549; Fumagalli V. In margine all' «Alleluia» del 1233 // Boll. dell'Istituto Storico Italiano per il medio evo e Archivio muratoriano. R., 1968. Vol. 80. P. 257-272; Thompson A. Jean (1085) // DHGE. T. 27. Col. 772-773; Brown D. A. The Year of the Alleluia, 1233: A Time of Quiet and Peace // Studi storici dell'Ordine dei servi di Maria. R., 1987. Vol. 37. N 1/2. P. 7-118; idem. The Alleluia: A 13th Century Peace Movement // AFH. 1988. Vol. 81. N 1/2. P. 3-16; Thompson A. Revival Preachers and Politics in 13th-Cent. Italy: The Great Devotion of 1233. Oxf., 1992; Merlo G. G. Nel nome di S. Francesco: Storia dei frati Minori e del francescanesimo sino agli inizi del XVI secolo. Padova, 2003; Эксле О. Г. Формы мира в религ. движениях высокого Средневековья (1000-1300) // Он же. Действительность и знание: Очерки соц. истории Средневековья / Пер. с нем. и ред.: Ю. Е. Арнаутова. М., 2007. С. 157-187; Powell J. M. Mendicants, the Communes and the Law // Church History. Camb., 2008. T. 77. N 3. P. 557-573.
Ф. М. Панфилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник
  • АБЕЛЬ Феликс Мари (1878 - 1953), франц. библеист и специалист по географии Палестины
  • АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
  • ANGELICUM папский ун-т св. Фомы Аквинского в Риме
  • АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
  • АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии
  • АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви